Программное обеспечение систем и сетей
Название: Программное обеспечение систем и сетей
Минимальный объем дисциплины: 3 з.е. (108 ч.)
Рекомендуемый объем дисциплины: 5 з.е. (180 ч.) – 34 ч. лекций, 34 ч. лаб., 85 ч. самостоятельной работы
Форма отчетности: зачёт
Цель дисциплины
Систематизация знаний о современном программном обеспечении систем и сетей, овладение основными программными средствами информатики и приобретение практических навыков работы с программными продуктами на уровне квалифицированного пользователя.
Задачи дисциплины
- Обеспечение овладением обучающимися основами знаний о принципах строения и использования программных продуктов;
- Раскрытие роли информационных технологий в развитии современного общества;
- Формирование навыков сознательного и рационального использования современных инструментальных программных средств в профессиональной деятельности для решения учебно-методических и практических задач.
Преподаватели
Клишин Андрей Петрович, доцент кафедры информатики ТГПУ, к.ф.-м.н.
Пираков Фаррухруз Джамшедович, старший преподаватель кафедры информатики ТГПУ
Формируемые компетенции
ПК-1. Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
Содержание дисциплины в соответствии с требованиями ядра ВПО
Понятие о программном обеспечении
Типы программного обеспечения. Инструментальное (системное) ПО. Прикладное ПО. Правовая база использования и установки программного обеспечения. Лицензирование программного обеспечения. Свободное программное обеспечение.
Операционные системы
Основные функции операционных систем. Классификация операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. Общие принципы управления ресурсами. Операционные системы линейки Windows. Операционные системы линейки Linux.
Прикладное программное обеспечение
Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Системы распознавания текста. Электронные таблицы. Программное обеспечение для подготовки презентаций. Системы управления базами данных. Пакеты компьютерной графики.
Системы программирования
Понятие о системе программирования, ее основные функции и компоненты. Интерпретаторы и компиляторы. Трансляция программ и сопутствующие процессы.
Компьютерные сети
Основные понятия. Общие требования к сети. Общие принципы построения сети. Адресация и топология сетей. Базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем. OSI. Линии связи: состав, типы, характеристики линий связи. Беспроводная связь. Технологии глобальных сетей.
Сервисы и ресурсы сети Интернет
Административное устройство Интернет. Основные области и формы использования Интернет. Службы Интернет. Стек протоколов TCP/IP. Основные протоколы. Государственные информационные ресурсы. Российские информационные ресурсы в законодательной, естественно-научной, гуманитарной сферах. Россия в международном информационном обмене. Тенденции развития сети Интернет. Интернет вещей. Реализация принципов построения открытых систем в развитии глобальных телекоммуникационных технологий.
Актуальность дисциплины
Программное обеспечение играет важную роль в формировании общей информационной культуры современного педагога и представляет широкий набор программных и технологических средств используемых в образовании. Дисциплина способствует формированию общих представлений и понятий об организации и принципах построения, функционирования программных систем общего назначения и основ сетевых технологий. Изучение программных систем, компьютерных технологий на профессиональном уровне и получение практических навыков в ходе изучения дисциплины позволит обучающимся, самостоятельно осваивать и использовать прикладные программные пакеты и компьютерные сети для решения основных учебно-методических и профессиональных задач. Дисциплина способствует формированию межпредметных навыков, поскольку компьютерные технологии широко используются в настоящее время в большинстве учебных дисциплин изучаемых в средней школе.
Технологии реализации дисциплины
Основным принципом дисциплины является ее открытость, причем внимание уделяется не только сообщению сведений о возможностях конкретной программы и тренировки определенных умений и навыков, сколько обучению принципам работы и изучению функционала программного средства. При этом упор делается на совмеcтное изучение логических основ программного обеспечения и экспериментирование с программой, что дает возможность обучающимся расширить свои знания самостоятельно.
Рассмотрение теоретических вопросов курса тесно связано с серией лабораторных работ, компьютерных экспериментов, в течение которых вырабатываются универсальные умения, необходимые для работы в любом программном пакете. При изучении дисциплины используются видеолекции, программные тренажеры, веб-ресурсы, игровые элементы геймификации и методы проектного освоения программных систем. Вырабатывается технология самостоятельного изучения программ в соответствии с индивидуальным подходом в освоении функциональных возможностей программ, а так же формируются навыки работы с документацией и учебно-методическими материалами.