Актуальность изучения дисциплины основана на следующих обстоятельствах, за последние годы человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения цифрового общества, знаменующую собой построение в каждой образовательной организации цифровой образовательной среды и использованием в деятельности учителей информатики различных цифровых технологий.
Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что становится правомерным утверждение об информационной социализации личности на фоне глобальной цифровизации общества и образования.
Существующая система высшего образования в области информационной безопасности и защиты информации ориентирована, прежде всего, на подготовку технических специалистов. Для студентов же, обучающихся в педагогических вузах, система профессиональной подготовки в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации в настоящее время только складывается.
Таким образом, подготовка будущих учителей информатики к обеспечению информационной безопасности школьников является сегодня архи важной и актуальной практической задачей.
Цель изучения дисциплины – сформировать профессиональные компетенции готовности к использованию теоретических знаний и практических умений и навыков для понимания, анализа и оценки основных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности личности, образовательных организаций, а также сформировать навыки использования средств и методов защиты информации.
Задачи изучения дисциплины – ознакомление с базовыми понятиями информационной безопасности и защиты информации, подготовка будущих учителей информатики к обеспечению личной информационной безопасности и защите данных, в том числе персональных; формирование способности ориентироваться в современных угрозах и факторах риска для защиты личной информационной среды ребенка и организации безопасной цифровой образовательной среды в образовательных организациях.
После завершения изучения нашего онлайн курса будущие учителя информатики будут:
знать:
- основные понятия, принципы, методы, средства, правовые основы обеспечения информационной безопасности;
- основные понятия о биометрических системах защиты данных;
- средства и методы защиты личной информации и организации безопасной цифровой образовательной среды в образовательных организациях;
уметь:
- анализировать и оценивать угрозы информационной безопасности личности в условиях цифровой трансформации общества и государства;
- осуществлять защиту персональных данных с использованием современных средств зашиты информации;
- ориентироваться в современных угрозах и факторах риска информационной безопасности;
владеть:
- методами и средствами выявления угроз личности и информации;
- навыками безопасного использования технических и программных средств защиты информации в профессиональной деятельности;
- навыками работы с биометрическими системами идентификации и аутентификации.
Инновационные технологии реализации дисциплины
Реализация курса связана с применением интерактивных и практических методов обучения, обсуждение возможных вариантов решения нестандартных задач с использованием инновационных методов, самостоятельное решение конкретных кейс-заданий. При изучении дисциплины для представления информации используются видеолекции, веб-ресурсы, игровые элементы геймификации и методы проектного освоения программных средств защиты информации.
Описание содержания модулей программы.
Модуль 1. Основные понятия «информационной безопасности».
Определение и эволюция понятия «информационная безопасность». Цели, задачи, направления информационной безопасности. Базовые принципы обеспечения информационной безопасности. Персональные данные как вид защищаемой информации. Целостность, доступность и конфиденциальность информации. Организационные, технические и правовые меры по защите информации.
Модуль 2. Правовые основы информационной безопасности и защиты персональных данных.
Законодательство о безопасности и защите информации, его структура и содержание. Авторское право. Интеллектуальная собственность.
Модуль 3. Программные средства защиты информации.
Компьютерные вирусы и антивирусная защита.
Парольная защита. Идентификация и аутентификация. Разграничение доступа. Межсетевые экраны как средство защиты от несанкционированного доступа. Средства родительского контроля.
Модуль 4. Технические средства защиты и комплексное обеспечение информационной безопасности.
Средства контроля доступа в информационных системах. Технические средства защиты информации. Механические системы защиты информации. Электронные ключи и замки. Биометрические системы идентификации. Механизмы идентификации и аутентификации. Способы аутентификации. Понятие биометрической системы. Биометрическая идентификация. Виды биометрических систем. Группы биометрических параметров. Физиологические (статические) группы методов идентификации. Способы построения систем биометрической идентификации личности. Обзор готовых решений.
Динамические (поведенческие) методы биометрической идентификации. Перспективы использования биометрических систем.
Модуль 5. Анализ и оценивание угроз информационной безопасности личности в цифровой образовательной среде.
Понятие угроз кибербезопасности. Виды угроз. Внешние и внутренние угрозы кибербезопасности. Источники угроз информационной безопасности личности. Влияние социальных сетей на адаптацию молодежи. Анализ и оценивание угроз информационной безопасности личности в современном цифровом обществе. Принципы цифровой гигиены. Факчекинг, защита от фейковых страниц в сети Интернет.
Преподаватели курса
Кадровое обеспечение дисциплины – доктор педагогических наук, доцент, профессор института передовых ИТ Богатырева Ю. И., доктор технических наук, профессор института передовых ИТ Привалов А.Н., старший преподаватель института передовых информационных технологий Яковлева Н.А.